Как показывает практика – не все волгоградцы знают, что к кому-то вообще можно обратиться имея большие задолженности по кредитам или другие проблемы с банками, коллекторами, приставами. Каждый считает, что это только его бремя и тащить ему придется его исключительно на своих плечах.
Поэтому кто-то еще глубже забирается в долговую яму, набирая новых кредитов для погашения старых, кто-то начинает выплачивать хоть какие-то минимальные суммы, удивляясь «почему не только не уменьшается, но и растет долг», а кто-то пытается мириться с беспределом коллекторов и вздрагивает от каждого телефонного звонка.
Узнать о ситуации в целом мы решили у ведущего юриста организации «Кредитный правозащитник» - Трубиховой Екатерины. Екатерина Викторовна возглавляет Волгоградскую приемную и отвечает на вопросы граждан уже на протяжении нескольких лет. Ежемесячно волгоградскую приемную посещает не меньше сотни человек, каждый со своими проблемами и вопросами.
- Екатерина Викторовна, сколько граждан приходит к вам? С какими вопросами преимущественно?
- По статистике, которую мы ведем – ежемесячно приемную Волгограда посещают порядка 80-100 человек. Уже много лет являюсь практикующим юристом в области кредитных отношений и вопросы, с которыми приходят ко мне заемщики, разнообразны.
- Всегда ли получается помочь обратившимся?
- Не в каждом случае мой ответ на заданный мне вопрос поможет решить человеку его финансовые затруднения. Я стараюсь в каждом случае не ограничиваться формальным подходом и консультацией по узкой тематике. Моя задача – понять причину, по которой человек попал в подобное положение, и помочь найти выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций…
- Существует ли самая насущная проблема, с которой приходит большинство волгоградцев?
- Да, зачастую проблемы одни и те же. На одном печальном примере могу рассказать о ситуации, в которую попадают миллионы заемщиков. Обратился ко мне гражданин Иванов. Много лет назад в небезызвестном Банке он заключил кредитный договор, платил долго и исправно, отнес Банку денег значительно больше, чем брал изначально и решил поинтересоваться, долго ли еще платить. Выяснилось – долго. Все внесенные им деньги Банк списал на текущие проценты (все согласно условиям заключенного договора!), сумма же основного долга осталась такой же внушительной, как и в момент заключения договора. Такое положение дел не устроило Иванова, даже разозлило, и он решил прекратить выплаты. Не платил месяц, два, три… а потом звонки стали поступать ему и ближайшим родственникам. Звонки неприятные, порой откровенно угрожающего содержания, с требованием возобновить оплату по кредиту. Иванов не выдержал психологического прессинга и снова стал плаить. Год спустя Банк подал в суд на Иванова. Вопрос, с которым он ко нам обратился: «Почему? Я ведь платил исправно по графику весь этот год… А еще почему, не взирая на оплаты, сумма долга не то что не уменьшилась, а возросла?!»
- Наверное, многим читателям сейчас ситуация покажется знакомой. В чем ошибка?
- Увы, но это так. Все до банальности просто. На первом этапе, пока Иванов платил в соответствии с условиями договора, Банк списывал вносимые денежные средства на текущие проценты по договору – такое условие очень распространено, если кредит оформлен по кредитной карте и платежи осуществляются в размере Минимального Рекомендованного Платежа – поэтому основной долг остался неизменным. На втором этапе, когда Иванов прекратил оплаты, Банк стал начислять штрафы. На третьем этапе, когда Иванов платежи возобновил, все вносимые деньги Банк стал списывать на штрафы (опять же в соответствии с условиями кредитного договора), при этом продолжил начислять проценты. Целый год Иванов платил штрафы, даже не подозревая об этом! Когда же Банк обратился в суд с иском о взыскании, в расчет суммы задолженности вошла сумма основного долга, оставшаяся неизменной за весь этот период, а еще и проценты за год.
- Ведь зачастую люди не ходят самим себе признаваться в существующей проблеме…
- Да, и откладывают ее решение на потом, тянут до последнего, прежде чем обратиться к юристу. Результат – огромные финансовые издержки, которых можно было избежать.
- Как поступать гражданам в подобных ситуациях?
- Стратегия ведения того или иного дела определяется индивидуально в каждом случае, в зависимости от многих нюансов, из которых складывается полная картина финансового положения должника. И решение проблемы можно найти всегда! Почти всегда…
Ежедневно на горячую линию межрегиональной организации поступает около двух-трех десятков звонков, юристы колл-центра консультируют граждан со всех уголков страны. Жители Волгоградской области после беседы записываются на бесплатные консультации в отделения «Кредитного правозащитника», жители других регионов - на он-лайн прием с юристами по кредитам, в том числе с руководителем МОО «Кредитный правозащитник» - Михаилом Алексеевым. Напомним, что на нынешний момент консультацию юриста можно получить в приемных Волгограда, Михайловки и Волжского.