Защищать
персональные данные - обязанность держателя банковской карты. Если информация
попадает третьим лицам, платежное средство считается скомпрометированным. Что
это значит и чем опасно? Давайте разбираться!
Когда
гражданин получает свою банковскую карту (неважно, дебетовую или кредитную), он
подписывает договор, в котором зафиксированы правила пользования. Разные
финансовые организации устанавливают разные условия, однако чаще всего в том
или ином виде встречаются следующие пункты:
- держателю банковской карты запрещено передавать её кому-либо (в том числе супругу, родственнику, другу и т.д.);
- запрещено обнародовать конфиденциальную информацию (кроме номера банковской карты, к примеру, для того, чтобы можно было сделать перевод);
- запрещено отправлять кому-либо фото своей банковской карты;
- запрещено делиться с кем-либо кодами и паролями из пуш-уведомлений и СМС;
- запрещено держать (хранить) карту на видном месте;
- запрещено держать рядом с картой пин-код от неё;
- запрещено пользоваться сомнительными (непроверенными) платежными сервисами для совершения платежей.
Важно!
Если Вы обнаружили пропажу банковской карты, немедленно заблокируйте платёжное
средство в приложении (либо, позвонив на горячую линию) и уведомите об этом
сотрудников банка лично в ближайшем офисе или по телефону.
Если
клиент банка нарушает хотя бы одно из перечисленных выше правил, его карта считается скомпрометированной. Компрометация - утечка
базовых данных (либо подозрение на их утечку).
Почему нельзя передавать свою банковскую карту близким?
Когда
платежное средство перестает находиться у держателя, возможность отслеживать
безопасное пользование картой теряется. При этом ответственность за сохранность
данных продолжает лежать на их владельце - держателе банковской карты.
Передача карты для оплаты продавцу / кассиру = компрометация?
Нет.
Если держатель платежного средства передаёт его лицу, уполномоченному принимать
платежи, компрометацией это не является. Если сотрудник компании, куда Вы
обратились (официант, администратор салона красоты и т.п.), просит Вас дать ему
банковскую карту для выполнения оплаты в кассовой зоне, так как в зале нет
переносного терминала, проследуйте за ним. Если работник унёс пластик из Вашего
поля зрения, карта будет считаться скомпрометированной. Обязательно следуйте за
сотрудником
компании в кассовую зону и оплачивайте услуги
или товары самостоятельно.
Карта скомпрометирована. Какие последствия будут ждать её владельца?
Фактически
банковская карта - это «ключ», который позволяет гражданину получать доступ к собственным
либо заемным деньгам. Когда средства пропадают со счёта, банк несёт за это
ответственность, но только при соблюдении заёмщиком трёх условий:
- держатель банковской карты не знал о том, что кто-либо распоряжался его деньгами;
- держатель банковской карты не нарушал правила пользования платежным средством (не передавал пластик и сведения о нём третьим лицам, не сообщал кому-либо пароли, коды из СМС и пуш-уведомлений);
- в течение суток с момента исчезновения средств клиент обратился в банк, выпустивший пластик, заблокировал карту и написал заявление на возврат перечисленных со счёта финансов.
Если
сотрудникам банка станет известно, что платежным средством пользовался кто-то
другой помимо его держателя, то в компенсации будет отказано.
Блокируется ли банковская карта, если банк выявляет по ней признаки компрометации?
Финансовая
организация вправе наложить временное ограничение на совершение некоторых либо
всех операций. Ожидать блокировки стоит в случаях, когда:
- выполняется оплата через небезопасный сервис;
- в качестве получателя перевода указан подозрительный адресат (если его номер телефона занесён банком в чёрный список);
- за небольшой период времени проводится много платежей, а также в случаях, если банк отмечает нетипичную для конкретного гражданина активность.
Карта никому не передавалась, но деньги с неё похищены
Доказать
банку, что к пропаже средств на балансе её держатель действительно не имеет никакого
отношения, бывает сложно. Периодически граждане ищут справедливости в суде. Обычно
на возврат клиенты могут рассчитывать, если:
- банк не обеспечил безопасность переводов и платежей;
- финансовая организация не уведомила держателя карты о том, что с его счета списаны финансы;
- клиент сообщил о пропаже карты, но, несмотря на это, банк позволял осуществлять последующие транзакции;
- были заметны очевидные признаки нетипичного для клиента поведения, однако банк не приостановил исполнение операций;
- банком была допущена техническая или какая-либо другая ошибка, приведшая в конечном итоге к потере денег держателя карты.
Предотвращаем кражу денег с банковской карты: 5 правил
В
этой статье мы уже перечислили базовые правила безопасности - добавим к ним ещё
несколько, о которых не упоминали ранее:
- Никому не передавайте и не сообщайте логин и пароль от личного кабинета на сайте банка и аккаунта мобильного приложения;
- Ни в банковском приложении, ни в личном кабинете, ни через банкомат, ни каким-либо другим образом не совершайте платежей и переводов под чьим-либо руководством;
- Не вводите логины и пароли в приложении и в личном кабинете на сайте при посторонних. Это же правило касается и введения пароля от карты на клавиатуре банкомата;
- Не входите в банковские приложения и личные кабинеты на сайтах банков, подключившись к общедоступным Wi-Fi сетям и с общедоступных устройств (к примеру, с компьютера в коворкинге или библиотеке);
- Если банкомат «съел» Вашу карту, забирайте её исключительно в том случае, когда она извлекается из аппарата в Вашем присутствии.